Страна, которая дышит, удивляет и покоряет — Сербия. Комментарии

10-18 сентября состоялась поездка в Россию группы молодежи из Косово, в которой участвовали школьники и студенты из сел Косовская Каменица и Осояне. Наша редакция публикует письма-отчеты двух участников поездки, где они рассказывают о впечатлениях от посещения России.

Лучшие события в жизни длятся всего мгновение ока, но это не любое мгновение, а момент подобный тому, как однажды утром глаза, еще сонные, мигают после пробуждения, и в них красоты прошедшего сна сливаются с красотами освежающей, радостной действительности.

Фрагменты таких прекрасных мгновений оживают в моей голове каждый день, а сейчас я хочу одно из них, очень яркое и запоминающееся, попытаться оживить и вновь пережить на этих страницах.

Жаркая и живая белградская ночь. Свет уличных фонарей, шум машин и ночной жизни – не лучшая обстановка для сна.

Но я, лежа в постели, ничего этого не чувствую и не слышу, мне не дает уснуть радостное возбуждение. Мне жалко тратить время на сон, хочется просто пропустить эти несколько часов сна, путь в аэропорт и ожидание рейса на Москву, и оказаться там прямо сейчас.

Но все же решаю отложить все мечты и приятные впечатления на следующие восемь дней и позволяю сну сморить меня. Усталость смыкает глаза. Утром несколько часов в общественном транспорте и ожидания в аэропорту проходят быстро, и вот мы уже стоим перед табло, следим за каждой новой строкой и прислушиваемся, когда же оператор объявит номер нашего рейса.

Наконец, в 13:50, в середине табло появляется надпись: «Белград-Москва, Аэрофлот, 14:00,» а оператор объявляет номер рейса и начало посадки.

Волнение охватывает меня, и я удивляюсь на оператора, всех работников аэропорта, и контролеров, и пилота, и экипаж, и всех обычных пассажиров, как получается, что для них все это просто часть рутинной работы; как это возможно, что они не ощущают такие же возбуждение, беспокойство и радость по поводу моего полета в Россию? Разве может быть, что они не испытывают того же, что я?

Между тем, для размышлений уже нет времени, колонна людей потихоньку движется к входу в самолет, я нахожу свое место и сажусь. Голос стюардессы сообщает нам информацию и рекомендации по поведению в полете. Самолет разворачивается на взлетно-посадочной полосе, шум двигателя нарастает, разгон все быстрее и, наконец, мы летим! Я первый раз лечу самолетом, и меня охватывает какое-то волнующее, неизвестное до сих пор чувство.

Гляжу в окно на Дунай и Саву, на мосты над ними, Воеводинскую равнину, и все меньше становятся здания, многолюдные улицы и парки Белграда, от которых мы удаляемся. За несколько минут самолет набирает нужную высоту.

Теперь я уже просто могу смотреть в окно, и видеть нагромождения белых, мягких облаков, которые расстелились под нами, словно пенные морские волны. Все три часа полета протекают исключительно волнующе и интересно.

Чем ближе к Москве, тем больше становится темных дождевых облаков, сквозь которые мы пробиваемся, а по окнам самолета текут капли дождя. Значит нам придется забыть о летней одежде и жарких сербских днях, ведь в Москве царит дождь и холод. Снижаемся. Самолет заходит на посадку, и я радостно разглядываю все вокруг, здания и взлетно-посадочные полосы огромного аэропорта. Колеса самолета касаются земли, русской земли – мы, наконец, приземлились! Через несколько минут голос стюардессы приглашает пассажиров на выход. Мы выходим, проходим паспортный контроль, получаем багаж. На выходе из аэропорта нас ждет пожилая женщина с добрым, улыбающимся лицом и сияющими глазами. Я узнаю знакомое лицо и понимаю, что это тетя Ольга, женщина, которая организована всю эту поездку и дала нам возможность в последующие восемь дней пережить незабываемые моменты. По московскому времени уже 19:00 часов, и мы садимся в автобус и отъезжаем от аэропорта Шереметьево. После 2-3 часов пути в плотном потоке машин, мы приближаемся к центру Москвы. С любопытством и удивлением я смотрю на все, мимо чего мы проезжаем – на здания, кафе, банки, небоскребы, компании, баннеры, рекламные щиты, указатели. Приятно удивленный, замечаю, что все написано на кириллице и смотрится красиво. Доезжаем до улицы, где находится наш хостел. Выходим из автобуса, и в момент, когда я ступаю на Mясницкую улицу, незнакомые, сильные и глубокие чувства наполняют мою душу. Чувство принадлежности, радости, счастья и волнения возникают во мне. Я чувствую, что люблю Москву, Россию, я готов петь и прыгать под дождем, и пусть меня промочит насквозь, мне не страшны капли русского дождя, которые текут по моему лицу, пока я наслаждаюсь московским вечером и переполняющими меня ощущениями. Я готов всю ночь не спать и ходить по улицам Москвы, но голоса учителя и товарищей из группы просят меня поторопиться, чтобы скорее попасть в хостел, не слишком промокнув.

Мы приходим в общежитие, где нас приветливо встречает хозяин Алексей и несколько женщин, приготовивших для нас ужин. После ужина, утомленные долгой дорогой, расходимся по комнатам и быстро засыпаем. Утром мы просыпаемся, завтракаем и идем на литургию в церковь, предназначенную для религиозной жизни сербов в городе. Выходим из хостела, на улице проливной дождь, прячемся под зонтики и идем по улицам Москвы. Таня и я, укрытые зонтиком, разглядываем все — здания, витрины, надписи, останавливаемся, чтобы насытиться впечатлениями, потом нагоняем остальных. Мы приходим на литургию, слушаем незнакомое нам пение на русско-славянском и укрепляем себя молитвой. После литургии священник приглашает нас на чай и трогательными словами выражает свою радость по поводу нашего приезда в Россию.

После чая мы отправляемся пешком по улицам Москвы, чтобы добраться до Красной площади и автобуса, который ждет нас там, чтобы повезти на экскурсию по городу. Дождь течет по куполам зонтиков и шумит повсюду вокруг нас, но мы этого почти не замечаем из-за сильных впечатлений, которые производят на нас улицы, тротуары, радостные и мрачные лица, старые и новые здания и всё, что мы видим по пути. Полный волнения, я ожидаю, что вот-вот из-за какого-то поворота наконец откроется одно из самых красивых зданий Москвы — Храм Василия Блаженного, и нетерпеливо оглядываюсь вокруг, рассматривая купола каждой церкви, стремясь узнать храм в одной из них. Наконец, после десяти минут хода, мы огибаем угол одной улицы и проходим по подземному переходу; поднявшись по лестнице, на горизонте, над линией верхних ступеней, под нависшими темно-серыми облаками, передо мной вырастают красочные купола предивной красоты, и великолепное, огромное здание, несмотря на дождь, предстает во всей красе.

Чувствую, что по крайней мере часть моих мечтаний осуществилась сегодня благодаря этому великолепному зрелищу. Идем дальше к храму, фотографируемся, от счастливого волнения забываем укрываться от непогоды, и на нас льется тот же дождь, который падает на храм и московские улицы и тротуары, а также на стены и башни Кремля, и на каждую часть этой яркой, живописной картины . Между тем, времени остается мало, и мы проводим еще несколько минут прямо перед храмом, на Красной площади, фотографируясь и осматривая стены Кремля. Пора идти. Мы садимся в микроавтобус и движемся по главному московскому кольцу осматривая город. Наша гид рассказывает нам об истории и самых важных зданиях Москвы. Проезжаем вдоль Москвы-реки, рядом с парками, в которых стоят красивые памятники Пушкину, Шолохову, Гоголю.

Проходим около двух-трех из семи огромных, красивых, необычных зданий с высокой центральной частью и звездой на вершине и с двумя боковыми частями пониже. Это здания сталинской эпохи, в которых расположены Университет, Министерство обороны и ряд других важных учреждений. Далее проезжаем памятник Петру Великому на реке. Это огромный памятник, который изображает Петра стоящим на носу корабля с флагом в руке. Позже обедаем в ресторане самообслуживания. После обеда мы добираемся на метро до хостела, чтобы собрать вещи и ехать в Сергиев Посад. Радостно смотрим на окружающий мир через окна автобуса, пытаясь запомнить все это и впитать каждое впечатление — весь живописный равнинный пейзаж, через который едем, и вообще все ранее невиданное и незнакомое. Подъезжаем к Сергиеву Посаду. Перед нами появляются несколько блестящих золотых куполов, которые с особым достоинством и свободой, среди падающих на них капель дождя, венчают главную церковь Троице-Сергиевой Лавры. Мы заходим в гостиницу Лавры, размещаемся, ужинаем, и разойдясь по номерам и обменявшись впечатлениями, засыпаем, сморенные усталостью.

Утром, после завтрака в трапезной, мы идем к Лавре, которая находится в двух минутах ходьбы от гостиницы. Здесь нас встречает иеромонах с добрым и ясным лицом, который ведет нас на экскурсию по Лавре. Мы идем к музею Лавры, а у самого входа, на стенах под сводами, видим фресковые росписи, представляющие библейские сцены, которые производят на меня большое впечатление. В музее нам показывают старинные иконы, облачение русских патриархов, фотографии и вещи, связанные с жизнью предыдущего патриарха, а также церковные украшения и утварь прошлых веков.

Позже поднимаемся по винтовой лестнице на высокую колокольню, стоящую отдельно от храма, с которой открывается прекрасный вид на город и все здания Лавры. После завершения осмотра Лавры, едем в гости в Православную гимназию. Перед гимназией нас ждет тетя Елена, женщина с живым и веселым лицом, которая любит Сербию и сербов; она ведет нас в гимназию. В гимназии нас ожидает сюрприз. В первом помещении нас ждут около двадцати детей, не старше 12 лет, в русских национальных костюмах, которые поют нам песни и угощают хлебом-солью. Тут мы фотографируемся, прямо в зале, который преобразуется в часовню, если открыть занавес. Мы обходим все классы школы, разговариваем, знакомимся с учениками и прекрасно проводим время. Особенно нас впечатлил один мальчик, сын тети Елены, который так любит Сербию и так интересуется сербской историей, что запомнил и рассказал нам краткую историю времен битвы на Косово. Мы были поражены. После посещения гимназии по приглашению тети Елены и ее мужа — казака, едем в клуб верховой езды которым он владеет. Здесь нам все открывают и позволяют посмотреть лошадей, несмотря на то, что понедельник – выходной день в клубе. Мы видим красивых лошадей в конюшне, а затем каждому из нас разрешают проехать несколько кругов на лошади, которую ведут за повод. После этого появвляется муж тети Елены — казак, очень высокий человек, на огромном боевом коне, только немного ниже, чем он сам. После возвращения в гостиницу и короткого отдыха, некоторые из нас с учителем идут на прогулку по городу, прячась под зонтиком от непрестанного дождя и разглядывая все, что встречается нам на пути.

На следующее утро, после завтрака, мы отправляемся на автобусе на экскурсию в Переславль-Залесский. В Переславле нас встречают мэр города, женщина из Красного Креста, две девушки-волонтера и съемочная группа телевидения. Мэр тепло нас приветствует. После встречи мы посещаем несколько монастырей. Среди прочего, там есть храм, посвященный великому русскому святому, полководцу и герою — Александру Невскому, который родился в Переславле. После посещения монастырей едем на озеро, на котором Петр Великий в детстве осваивал навыки мореплавания. Сначала подходим к памятнику Петру Великому, а потом – к музею, где хранится остов старого корабля, единственного оставшегося от большого флота Петра I. Потом мы спускаемся к озеру. Погода солнечная, прекрасный ранний русский вечер. Озеро выглядит весьма живописно, а я стараюсь вспомнить историю времен Петра Великого. Потихоньку вспоминаю и размышляю, а озеро словно воздействует на меня, и образы из прошлого возникают в моем сознании. Но приходится прервать идиллию, потому что пора возвращаться в Сергиев Посад. Во время всей поездки по Переславлю и его окрестностям я пытаюсь общаться с волонтерами Красного Креста, практикуюсь в русском языке и поближе знакомлюсь с замечательными девушками. К началу вечера мы приезжаем в гостиницу Троице-Сергиевой Лавры, и после ужина, по предварительной договоренности, идем в Лавру поклониться мощам святых, потому что это день, когда мощи вынимают и верующие могут к ним приложиться. Приложение к мощам наполняет меня ощущением смирения и ничтожности людского существования относительно вечности и Бога. После поклонения мощам и короткой прогулки по улицам Сергиева Посада, мы ложимся спать.

Утром мы едем на поезде в Москву. После нескольких часов путешествия на поезде и в метро, оставляем вещи в хостеле и подходим к входу в Кремль. Стоя там, я рассматриваю величественную башню у входа, которая составляет замечательный контраст с синим небом, на котором сейчас только несколько разрозненных облаков. Я чувствую невероятное удовлетворение и переполнен впечатлениями, потому что нахожусь здесь в Москве, у Кремля, и могу наслаждаться любованием этой вечной красотой. И вот мы входим в Кремль. Начинаем экскурсию, проходим мимо большой пушки и останавливаемся на площади перед несколькими храмами. Справа от нас Благовещенский собор, который вдохновляет меня своей впечатляющей гармонией и золотыми куполами, сияющими на солнце. Слева от нас огромный храм, который возвышается над другими и стоит как гигант в центральной части Кремля, словно охраняя крепостные стены. После экскурсии у нас остается немного свободного времени, и я стараюсь подробно рассмотреть все здания, запечатляя в памяти все детали их архитектуры, красоты их орнаментов, изгибов и красок. Очарованный все виденым, иду с группой на Красную площадь. Перед переходом к Красной площади оглядываюсь вокруг, пытаясь все рассмотреть и впитать, так что отстаю от группы, и не могу перебороть чувство благоговения и любви, которое не позволяет мне что-то пропустить или чем-то пренебречь, потому что все виденное и пережитое поднимает мой дух на невиданную высоту. Мы выходим на Красную площадь и чувство эйфории еще увеличивается и охватывает меня, когда я смотрю на храм Василия Блаженного, стены Кремля, Мавзолей Ленина, реку людей на площади … Но мы опять спешим, и я опять прерываю свое любование красивыми видами, и мы идем по Тверской улице, затем едем на метро до Фонда единства православных народов, где должны пообедать. После обеда президент Фонда организует нам дружеский прием и тепло приветствует нас. Из фонда мы направляемся к храму Христа Спасителя. Останавливаюсь перед ним. Я в восторге от красоты и колоссальных размеров Храма! Красота архитектуры здания и его чудесные золотые купола глубоко врезались мне в память. Еще больше я поражен красотой замечательных фресок внутри храма. Закончив знакомство с Храмом и посетив музей изобразительных искусств им.А. С. Пушкина, мы возвращаемся в хостел. Вечером вместе с русскими ребятами, с которыми мы познакомились…