Путешествие пятое: девичьи слёзы и икона-спасительница

Путешествие пятое: девичьи слёзы и икона-спасительница

Конечно же, Изборск – православный город, а значит, тут достаточное количество церквей и часовен. Самый главный храм – это Никольский собор, который стоит внутри крепости. Он практически ровесник крепостных стен. Впервые в летописи этот храм упоминается в 1341 году, но при этом считается, что освящён он был в 1449 году. Собор посвящён Николаю Чудотворцу или, как называют святого в этих краях, Николе Угоднику.

Как и сама крепость, собор подвергался перестройке. Так в XVI веке к нему добавили придел, а XIX веке — колокольню. При этом если хорошо присмотреться, то видно, что все части храма были построены совершенно в разное время и разными мастерами. Интересно, что та часть собора, которая сохранилась с XIV века, не имеет ровных углов. Если внимательно посмотреть, то видно, что строители не старались особенно шлифовать известняковые кирпичики. А ещё до XIX века у храма не было больших окон, которые есть сейчас. Свет проникал в церковь через узкие бойницы, сделано это было для того, чтобы в случае, если враги захватят крепость, собор мог выполнить оборонительную функцию. В XIX веке окна растесали и сделали большими. Тогда же поменяли и крышу. Её упростили и сделали четырёхскатной, хотя изначально она была восьмискатной. Что касается архитектуры, то тут единого стиля нет, получилась смесь псковских и новгородских направлений.

Удивительно, что, несмотря на все строительные работы и многочисленные войны, Никольский собор в Изборске никогда не закрывался, он всегда был действующим.

Второй крупной изборской церкви повезло меньше, она и сейчас не действует, да и вообще только совсем недавно стала вновь принадлежать Русской Православной Церкви. Я говорю о храме Сергия Радонежского и Никандра Псковского, который стоит у входа в крепость. Это чуть ли не единственная в Псковской области церковь, освящённая в часть Сергия Радонежского. Построили этот храм в XVI веке уже после того, как Изборск вошёл в состав Московского княжества. Кстати, именно поэтому он посвящён и Сергию Радонежскому, и Никандру Псковскому. Дело в том, что это такой вариант «и нашим, и вашим»: Сергий Радонежский – московский святой, а Никандр, соответственно, — псковский.

У храма имеется крытая паперть и двухпролётная звонница над входом. Стоит обратить внимание на колокол, сейчас он один, второй утрачен с течением веков. Необычность колокола заключается в том, что для извлечения из него звука раскачивают только его язык, а рубашка остаётся неподвижной.

Говорят, что скоро в этой церкви снова будут идти службы, а ещё пару лет назад это был просто выставочный зал. Там размещалась экспозиция изборских крестов. Теперь их можно увидеть снаружи храма.

Ещё стоит обратить внимание на часовню Корсунской Божией Матери, расположенную недалеко от Талавской башни. Может быть с архитектурной точки зрения она и не такая интересная, да и почтенным возрастом не отличается, но зато с ней связаны несколько интересных историй. Эта часовня была возведена в 1929 году на средства купца, бывшего морского офицера Костенко-Радзиевского.

Супруга этого господина была неизлечимо больна, от неё отказались даже в Тартуском медицинском университете. Женщина вместе с семьёй переехала в Изборск, чтобы последние годы жизни провести на свежем воздухе. В один прекрасный день больная узнала о том, что в городе есть икона Корсунской Божией Матери, которая не раз спасала Изборск от врагов и исцеляла людей. Принесла женщина эту икону к себе домой и стала перед ней молиться. В итоге она исцелилась и даже прожила до 100 лет, только уже не в Изборске, а в Америке.

Есть и ещё одна волшебная история про эту икону. Якобы в 1944 году во время бомбёжки изборские дети укрылись в часовне Корсунской Божией Матери. В неё попал снаряд, но никто не пострадал. Дети потом рассказывали, что какая-то неведомая сила распахнула дверь часовни и вытолкнула их на улицу. А очнулись юные изборяне только у Словенских ключей.

Кстати, ключи тоже обросли просто огромным количеством легенд и историй. Предлагаю именно к ключам и прогуляться. По дороге к водопадикам стоит дерево, на которое туристы вешают ленточки якобы для того, чтобы их желания сбылись. Так вот, уважаемые посетители Изборска, передаю вам просьбу руководства музея-заповедника: не вешайте ленточки, дереву они ничего хорошего не приносят и в таком замученном состоянии оно точно никакие желания исполнять не будет. Музейщики советуют загадать желание и просто обнять дерево, так гораздо больше шансов, что оно исполнится.

Ну, а теперь о Словенских ключах. Как я уже писала в одной из предыдущих частей своего повествования, название они получили от имени князя Словена, который некогда правил в Изборске. Ещё в XIX веке ключей не было, вместо них со скалы в Городищенское озеро летел один огромный водопад. Говорят, что шум его воды был слышен в километре от Изборска. Люди наделяли воду из водопада всякими целебными свойствами, но при этом использовали её и в своих бытовых целях – между ключами и озером и сейчас видны остатки водяных мельниц.

Пусть водопада уже нет, но множество бьющих из скалы ключей – зрелище не менее потрясающее. Люди почему-то придумывают каждому такому ручейку своё название и какие-то свойства. Я сама не раз слышала о существовании ключа смерти, любви, здоровья и прочего-прочего. В Изборске же уверяют, что никаких названий у ключей нет. Издревле люди считали, что они несут в себе человеческие добродетели и приходили к ключам именно за исцелением души, за которым следовало и исцеление тела.

Наш экскурсовод Елена Левшова рассказала, что туристы один из ключей вообще окрестили «девичьи слёзы» и настоятельно рекомендуют незамужним девушкам из него не пить и не умываться, потому как в противном случае они или проведут всю жизнь в одиночестве, или будут сильно несчастны в браке. Естественно, правды тут совсем не много. По словам экскурсовода, девичьи слёзы действительно имеют некоторое отношение к ключам. Оказывается, в древности свадьбы праздновали неделю, при этом каждый день был посвящён какому-то определённому событию, сопровождался специальным обрядом, а невеста день ото дня меняла костюмы. Так вот в первый день девушку одевали в белый погребальный саван, и она отправлялась рыдать в те места, где вода делала изгиб или текла слишком быстро, а именно таким местом и являются ключи. Невеста должна была выплакать все те слёзы, которые она может пролить в браке. А вот в саван её одевали по следующей причине: девушка как бы умирала для рода своего отца, чтобы на следующий день возродиться для рода своего супруга.

Ещё оказывается, что Словенские ключи именуют ключами Двенадцати апостолов. По этому поводу есть целая легенда: одна из войн с ливонцами длилась так долго, что все уже забыли, из-за чего она началась, но продолжали кровопролитие, тогда природа не выдержала и ключи иссякли, а появились снова только после молитвы юноши, который потерял на войне свою горячо любимую мать. Во сне к нему явилась Богородица и сказала, что если война будет окончена и ключи нарекут именем Двенадцати апостолов, то они снова появятся. Так всё и случилось.

Ключи впадают в Городищенское озеро, про него я тоже уже немного рассказывала. У меня есть ощущение, что смотреть на него и его обитателей можно бесконечно. Когда мы были там, то у самого берега рядом с людьми плавали прекрасные лебеди со своими детьми, уточки, а вдалеке у камышей вышагивала цапля. Но лебеди, конечно, вне конкуренции. Эти прекрасные белые птицы как будто специально для нас продемонстрировали свои брачные ухаживания, хотя, как я понимаю, осень не является брачным периодом. Два белых лебедя подплыли друг к другу, немного расправили крылья, и, когда они сомкнули головы, получилось сердечко. Я впервые наблюдала такое в реальной жизни: зрелище потрясающее, пропитанное романтикой…

Вот таким мы увидели Изборск, но окрестности этого некогда города ныне посёлка не менее интересны!

Лена Лешкина.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


*