Путешествие по Греческим островам в Эгейском море

Очень давно хотела поехать кататься на горных лыжах в Европу, но все как-то не складывалось. В этом году решила – точно поеду, все равно с кем. Сначала собиралась с мужем, его не отпустили в отпуск; потом с подругой, но она потеряла загранпаспорт; потом с друзьями, но они решили горы заменить морем и т.п. Дошло до того, что стала в интернете на сайте попутчик.ру искать с кем бы поехать. И вроде бы даже нашла попутчика в Андорру, но рядом с его объявлением было приглашение всех желающих в яхт-тур и дана ссылка на сайт. Сразу в воспоминаниях возник отдых в Хорватии, когда наша гостиница располагалась рядом с мариной (место стоянки яхт и катеров) и там стояли красавицы яхты, вспомнились мечты о возможности походить под парусом… и это сыграло свою роль. Я написала письмо с вопросом «всех ли берут в яхт-тур и что это такое?», ведь никто из моих друзей и знакомых никогда так не отдыхал. Меня пригласили для знакомства и кратко рассказали о яхтах и путешествиях под парусом. При этом показывали удивительной красоты фотографии из предыдущих походов. Решение было однозначным – я еду.

Путешествие планировалось в начале июня на 2 недели по Греческим островам в Эгейском море. Билеты на самолет были куплены, визы получены, но собраться для знакомства до поездки, (как планировалось) нам не удалось и поэтому знакомство с командой яхты для меня началось только в аэропорту Шереметьево, а с некоторыми ее членами уже в Афинах, откуда начинался и где заканчивался наш маршрут.

Неприятности посыпались с самого начала: у нашего капитана Димы украли еще в Шереметьево кошелек, но он обнаружил это только в самолете; приехав в марину Алимос в Афинах в 2 часа ночи, мы никак не могли найти свою яхту (там их стоит несколько сотен, а может и больше, а точное место стоянки мы не знали); утром, когда принимали яхту у греческой фирмы, обнаружилось, что: нам не долили дизельное топливо, один баллон с газом полупустой и еще мелкие неисправности с сигнальными огнями и рацией. А когда пошли закупать продукты, оказалось, что в Афинах в воскресенье не работают никакие магазины, поэтому нам предстоял еще и голодный день. Но как оказалось, в дальнейшем, неприятности только сплотили команду.

Немного расскажу о яхте и нашей команде. Наша яхта Bavaria 50 с именем ‘ATLAS’, была рассчитана на 10 человек. Но так как некоторые туристы ехали только на первую неделю, а другие — только на вторую, нас всегда был неполный состав. На четверых новичков приходилось шесть бывалых моряков, из них четверо!!! имели дипломы капитанов. У нас собрались люди из разных сфер деятельности: бизнесмены, врач, бухгалтер, турагент, работник банка и рекламисты — все очень интересные и образованные люди со своими увлечениями, а главное, с хорошим чувством юмора. Поэтому нам было очень интересно друг с другом общаться.

Наконец-то мы вышли (хоть и с задержкой) в море. Сразу скажу, что самым большим моим опасением перед поездкой был вопрос: как я перенесу качку и как справиться с морской болезнью? К счастью, мне даже не удалось испытать ощущения покачивания на суше, ни то, что морской болезни. Самое главное не зацикливаться и не думать о ней, а наслаждаться морем и сказочными пейзажами.

Первым замечательным местом была стоянка в бухте у мыса Сунион, на котором стоит храм морскому божеству Посейдону. Это сооружение настолько очаровало Байрона, что, по преданию, он нацарапал свое имя на одной из дорических колонн. Но нам отыскать его имя не удалось.

Дальше наш путь лежал на острова Кикладского архипелага. Легенда гласит, что Киклады были созданы Посейдоном, который, ударив по горам своим трезубцем, разбросал их осколки по Эгейскому морю. Своим названием Киклады обязаны слову ‘киклос’ — круг, так как острова образуют кольцо вокруг священного острова Делос, известного как место рождения Артемиды и Аполлона.

Мы не ставили себе целью увидеть как можно больше островов, кидали свой якорь там, где хотелось. Иногда в наши планы вмешивалась природа, так получилось, когда мы зашли на о.Тинос, решив осмотреть там только величественную церковь Богоматери, облицованную белоснежным мрамором и построенную на том самом месте, где когда-то была найдена чудотворная икона Богоматери. Вернувшись к яхте, мы обнаружили, что потеряли ключи от неё. Ключи отдали Ивану на хранение, а он положил их в кофр фотоаппарата, но их там не было. Команда разделилась: девушки, открыв верхний люк (размер его не больше чем 45х45см), рискуя что-нибудь себе сломать, пролезли в кают-компанию, чтобы начать готовить обед, а мужчины пошли обратно в город искать ключи. По кадрам фотоаппарата они смогли сориентироваться, где был сделан первый кадр на этом острове и начали опрос продавцов ближайших магазинчиков. И, о чудо! Ключи нашлись! Но, выйти в море, нам было в этот день не суждено. Пришло сообщение, что ветер такой силы, что может порвать паруса. И мы остались. Но не сидеть же на яхте и ждать у моря погоды. Мы арендовали 2 машины и поехали осматривать остров. На Тиносе более 800 часовен, и в 1960 годы его провозгласили священным островом. И ещё, остров прославился множеством белоснежных голубятен с причудливым орнаментом. Затем мы подъехали к массивной скале Экзобурго высотой 640 метров. Там стояла древняя венецианская крепость Св. Елены, считавшаяся самой неприступной на Кикладах. Поднявшись на самую вершину, мы с восхищением осматривали открывшуюся панораму. Мы видели множество островов, которые нам предстояло еще посетить. А позднее, с тех островов, мы видели покоренную нами скалу. А не задержись мы из-за поиска ключей, мы бы ничего этого не увидели! Да еще могли и паруса порвать.

В первые же дни нашего похода нас обучили основным морским узлам. Главным является ‘беседочный’, т.к. если выпадаешь за борт, ты должен уметь одной рукой держась за веревку, другой завязать на себе незатягивающийся узел. Когда все научились быстро и правильно вязать беседочный узел начали просить капитана отработать операцию ‘спасение на водах’, а он отказывался. Но случай представился сам. К счастью, выпавшим оказался не кто-то из членов экипажа, а багор. Когда он упал в воду, прозвучала команда капитана:’Проводим операцию ‘Спасение багра!’ Яхту к повороту! Убрать паруса! Включить двигатель! Разворот на 180о. Двое на правый борт, двое на левый борт. Не теряйте его из виду!’…Вроде и волнение моря было не сильным, и развернулись мы достаточно быстро, но… конец истории печален — мы так его и не спасли…

Очень запоминающимся оказался день, проведенный на Санторини. Как раз закончилась первая неделя нашего похода, и мы решили отдохнуть от моря. Мы опять арендовали машины. Наша марина Влихада располагалась в южной части острова — отсюда мы и начали свое сухопутное путешествие.

Серповидный архипелаг Санторини состоит из пяти островов и представляет собой остатки от некогда единого целого — круглого, конического острова, с действующим вулканом посередине. Сильнейшее извержение в 16 в. до н.э. привело к затоплению больших участков острова и к редчайшему в мире явлению – образованию большого кратера. Со смотровых площадок мы созерцали прекрасные виды залива Калдера, древнего вулкана Палеа Каммени, городка Фира и деревушки Иа, которые собирались посетить позднее.

Где Вы еще увидите разноцветные пляжи — черного, красного и белого цвета? Мы не только видели, но и купались там. Особое впечатление оставил красный пляж, когда пройдясь босиком (,а дело было в полдень) я обожгла подошвы ног и поняла, что такое хождение по раскаленным углям. А как приятно было после купания посидеть в гамаке с фужером вина и чашечкой кофе в прибрежном кафе…

Затем мы доехали до Фиры — столицы Санторини. Фира расположена на краю отвесной пропасти на высоте 260 м над уровнем моря. Это место кажется совершенно неприступным. К морю спускаются 687 ступенек, которые можно преодолеть верхом на ослике по живописной мощеной булыжником дороге, или на фуникулере. Город очень живописный, с узкими запутанными улочками, арками и кварталом, где когда-то жили состоятельные иностранцы-католики.

Так как деревушка Иа славится своими неповторимыми закатами, мы и приехали туда к вечеру. По улицам двигалась толпа туристов всех национальностей с фотоаппаратами. Иа построена в традиционном стиле: маленькие, высеченные в мягкой скальной породе белые, голубые или «песочные» домики, узкие, мощеные плиткой улочки, спускающиеся к морю, церкви, мельницы. Чтобы избежать толп туристов, мы нашли местечко в кафе и оттуда сделали наши самые красивые снимки. Там же мы наблюдали внизу под нами в другом ресторане греческую свадьбу. Надо сказать, она очень отличается от свадьбы в фильме ‘Большая греческая свадьба’.

Многие знают, какое это удовольствие, купаться в открытом море далеко от берегов. Но не многим доводилось плыть за яхтой, идущей под парусом со скоростью 3 узла, держась за веревку (чтобы не отстать от яхты) и за плавки одновременно, так как на такой скорости они постоянно с тебя слетают. При этом яхта, качаясь на волнах, то взмывает над тобой, показывая из воды двигатель, то бухает вниз и тебе в лицо летит волна брызг. А купаться в полный штиль, когда вода, как зеркало… А еще мы купались у маленьких необитаемых островков, затерянных в Эгейском море и красивых бухточках с гротами и скалами в виде арок, то есть везде, где и когда нам хотелось! В этом огромное преимущество яхтенного отдыха.

Еще одна стоянка у нас получилась вынужденно. Всю первую половину похода мы мучились с плохо работающим двигателем лебедки якоря, и каждая швартовка давалась с большими трудностями. И, чем дальше, тем хуже. Пытались что-то починить своими силами. Капитан постоянно звонил в Афинскую компанию, в которой была взята в аренду яхта, и требовал, чтобы нам его починили. Но нас кормили только обещаниями или вообще не отвечали на наши звонки. На стоянке в Санторини терпение капитана лопнуло, и он пошел к начальнику порта и сказал, что напишет жалобное письмо, в котором снимает с себя полную ответственность за возможные повреждения при швартовке яхты. Это подействовало, и на следующем острове Милос нас ждал ремонтник. Осмотрев двигатель, он сказал, что требуется его полная замена, что новый привезут из Афин только завтра в 12 и на установку ему потребуется часа 2-3. Так как следующий переход был самым длинным, планировалось пройти 100миль, и мы решили ночью не идти, то решено было на весь следующий день опять арендовать машины и исследовать этот остров поподробнее. А надо Вам сказать, нам было что посмотреть!

Остров Милос известен всему миру тем, что здесь была найдена знаменитая статуя Афродиты (Венеры), которая ныне украшает Музей Лувра. Остров вулканического происхождения, чем и объясняются восхитительные формы и краски его земли по всему побережью. Здесь сама природа выступала Творцом. Скалы острова стали произведениями скульптуры, разноцветные горные породы, сказочные пещеры, тихие берега и восхитительные песчаные пляжи — живописными картинами. Начали мы свое путешествия с города Плака, где поднялись к церкви Богородицы Таласситры (Морской), отличающейся прекрасной архитектурой, а потом еще выше в Кастро(крепость) и оттуда обозревали почти весь остров. Мы испытали трудности с движением по узким улочкам, на которых даже одна машина при поворотах задевает углы домов, и долго петляли при выезде из города из-за отсутствия указателей. Особенно хочется рассказать о местечке Саракинико, о котором в путеводителе было написано, что мы увидим «лунный пейзаж». Наши ожидания полностью совпали с увиденным, и мы провели там незабываемые часы все время фотографируя и купаясь. Потом посетили еще 2 пляжа, на один из которых можно было попасть только спустившись по веревкам, как альпинисты, но оно того стоило!!! Вечером мы вернулись в Плаку, чтобы посмотреть закат и посидеть в ресторане.

Особое счастье всем морякам сулит встреча с дельфинами, а у нас таких встреч было аж четыре!!! И все только когда яхта шла под парусами, а не с включенным движком. Всегда это происходило примерно одинаково: кто-то первый, их увидев, кричал:’Дельфины, смотрите, дельфины!’ и все сразу бросали свои дела, яхту ставили на автопилот и схватив фотоаппараты бежали на нос яхты. Кто-то ложился на борт и начинал постукивать по нему, кто-то садился на самый нос и начинал посвистывать и все бесконечно фотографировали. Дельфинам тоже, наверное, нравилось за нами наблюдать. Они минут по 15 плыли рядом, соревнуясь с яхтой в скорости; подныривали друг под друга и под яхту; переворачивались, показывая нам свои брюшки; и очень внимательно за нами смотрели своими умными глазами. Три таких встречи произошли, когда мы делали свой самый длинный 100мильный переход от острова Милоса на Пелопоннес в город Нафплион.

Нафплион встретил нас удушающей жарой. Даже вечером и ранним утром дышать было нечем и поэтому осмотр города мы провели очень бегло, даже не поднявшись на крепость Паламиди, которая господствует над городом. (А надо отметить, что мы в каждом городе всегда брали приступом самые высокие места для осмотра панорамы.) Зато мы ознакомились с экспозицией военного музея.

Неприятности сопровождали нас и на всем нашем пути. На первых же островах самопроизвольно сработала рация и пошел сигнал SOS! (А мы ведь говорили при приемке яхты, что рация неисправна!). Нас разыскала береговая полиция и после проверки документов предупредила, что за ложные вызовы нас могут оштрафовать, но на первый раз нас простят. Потом была потеря багра, о которой я уже рассказала. Где-то в переходе на о.Фолегандрос мы потеряли кранец и конец(а ведь за весь такелаж яхты мы несли материальную ответственность). О том, что сломался двигатель лебедки, я уже писала, но потом вышел из строя движок на шлюпке и мы могли передвигаться на шлюпке только на веслах, но и это еще не все. Одно из весел было уже перемотано скотчем и на одной из переправ мы потеряли часть весла. Дальше из строя начал выходить и основной двигатель яхты – наши мужчины решили, что накрылся ремень генератора. Починить его в походных условиях мы не могли. И поэтому при встречном ветре могли идти (вернее ползти) только со скоростью 3,5 – 4 узла. При этом в двигателе горело масло и по яхте распространялся неприятный запах. Но даже эти сложности не могли вывести команду из хорошего настроения! Так как все неприятности мы встречали дружно и главное с юмором. В этом большая заслуга капитана, который при любых обстоятельствах был спокоен, а его спокойствие передавалось и команде!

Дальше наш путь лежал на Саронические острова Спецес и Идра. Спецес — круглый зеленый сосновый остров, родина отважной Бубулины, женщины-адмирала, чей флагманский корабль слыл грозой турок, и место действия романа ‘Волхв’. На острове стоит памятник графу Орлову от благодарных греков. А вот Идра является уникальным островом Греции – здесь полностью запрещены все механические средства передвижения: автомобили, мотоциклы и даже велосипеды! Доступны только два вида транспорта: морской — в виде паромов и лодок; и четвероногий — в лице трудяг-осликов. Поэтому здесь в…