Путешествие по островам. Часть1

Чем чревато автомобильное путешествие, да и в прочем любое путешествие вообще? Правильно, погодой. А если вы едете в Норвегию, увеличьте шансы провести свой отпуск под дождем как минимум в три раза.  Погода в Норвегии переменчива и сами норвежцы говорят – «Если вам не нравится погода — подождите час-другой», но по закону  подлости дождь не идет только ночью. Один выход есть – это ехать в полярный день.  Другой – довольствоваться тем, что есть, снимая дождливые пейзажи.

Мало что из этих снимков попадает потом на выставки. У меня была такая не совсем удачная поезда в город Анденес. Хотя отдохнули славно.

И, тем не менее, я решил преподнести эти фотографии в режиме иллюстрации к рассказу о поездке. Может это и развлечет Вас, уважаемый читатель.

Итак…..

Это была часть путешествия по северной Норвегии. С Лофотенских островов мы ехали на север на острова Вестеролен. Основная цель – посмотреть китовое сафари.

После Лофотен с их пиками и бухтами острова Вестеролен оставляют более скромное впечатление. Гор там нет, южная часть – заболоченная низина, и в принципе киты были самой привлекательной частью. Может из-за отсутствия гор, которые останавливают облака с Атлантики, здесь сразу же пошел мелкий дождик,  что, конечно, не порадовало, но все же была надежда, что все обойдется. Большое преимущество южного маршрута  это прямая дорога. Она проложена вдоль береговой линии и практически не имеет поворотов, что для Норвегии является большой редкостью.

Анденес – название этого города вертелось у меня в голове, но я никак не мог вспомнить, с чем же оно связано. Анденес, Анденес ??

На подъезде к городу стал слышен непонятный шум, осмотрелись в машине – ничего, по сторонам – ничего. Покрутили головами — тоже ничего. И только когда через люк в крыше я увидел заходящий на посадку патрульный самолет военно-морской авиации Орион, все стало на свои места. Точно, еще в Красной Армии, на какой то лекции мне доходчиво объяснили, что Анденес – это одна из главных военных баз Норвегии.

« Так, поснимали», — подумали мы въезжая в город. Но, подозревая, что киты не служат и их все же можно фотографировать успокоились.  На центральной улице, где, как и положено, находится отель, на каждом шагу стояли группы полицейских, что снова вызвало беспокойство. Возле входа в гостиницу их стояло человек  тридцать. Подозрение все усиливалось. На ресепшене , поглядели на наши российские паспорта и шесть сумок с фотоаппаратурой дали заполнить какой нестандартный гостиничный бланк. Полицейских все прибывало. Когда, наконец, то мы все заполнили, нам выдали ключи и поздравили с прибытием в город. Как выяснилось, нам несказанно повезло, потому что в городе проходил слет полицейских со всей Норвегии,  и свободных номеров практически не было, но так как русские фотографы приезжают редко, то все устроилось.

Кстати, ни в одной стране мира, персонал не проявлял участия в наших проблемах как в Норвегии. Очевидно это потому, что в силу национальных особенностей вас не воспринимают как заказчика услуг, а рассматривают как гостя или партнера. Это очень облегчает жизнь.

Дождь потихоньку усилился вместе с ветром. Благополучно поднявшись в номер, выглянули в окошко. Море – шторм баллов 5-6. Какой то очередной циклон накрыл все вокруг, серьезно подрывая наши планы.

Часов в 11 вечера ветер подул сильнее и вдруг в облаках образовался прорыв. Камеру в руки и бегом на берег. В эти недолгие часы успел поснимать маяк и побережье.

В Норвегии совершенно особенные облака. Ветер гонит из Атлантики в них массу воды – поэтому кучевые облака идут достаточно низко, и они в нижней части очень плотные  и темные, поэтому при съемке получаются  неожиданные эффекты. И еще, заполярное солнце стоит очень низко к горизонту и когда на горизонте разрыв в облаках, то получаются просто фантастические ночные картины.

Наступило утро – дождь пошел с новой силой, а ветер и не думал стихать. Прощайте киты. Тем не менее, облачившись в дождевики, мы отправились на экскурсию по городу.

Не забывайте – дождевик и непромокаемый чехол для камеры должны быть вашими постоянными спутниками.

Город как город – центральная улица, одноэтажные постройки вокруг, собор, рынок. На рынке с машин продают китовое мясо. Сразу вспоминается детство в Одессе. Когда был маленьким, и с промысла приходила китобойная флотилия, в одесских ларьках появлялось в продажу синеватое китовое мясо. А вот колбасу из него первый раз попробовал в Норвегии. Водителя больше всего заинтересовал цветочный рынок. В 16 часов торговля заканчивается и жизнь замирает. Но без пяти минут не было видно, чтобы продавщица куда-то убирала товар. «Будет охранять»,- решили мы. Но ровно в 16.00 пробили часы, продавщица просто собрала переносную кассу и спокойно ушла домой, спокойно оставив товар на улице до утра. Не воруют !!

Прошли мимо кладбища. Посмотрели на таблички – не нашли умершего ранее 80 лет. А у нас полно лежит сорокалетних.

К вечеру захотелось есть. Кругом одни пиццерии. Если вы думаете, что в стране добывающей больше всех рыбы эту рыбу можно поесть, то очень ошибаетесь. Здесь кругом одни пиццерии и больше ничего. В городе Бодо я их насчитал штук 20, иногда попадаются китайские рестораны. Как я понимаю нормальную еду, они все едят дома, а уж на выходе заправляются пиццей. Но я принципиально нацелился на рыбу, и давиться вторую неделю пиццей не собирался. Где- то я прочитал, что если хочешь попробовать настоящую кухню, надо питаться в ресторане, где едят не туристы, а местные. Где может быть такое место? – Правильно, возле порта. И мы его скоро отыскали. Местный пролетариат рыбного промысла попивал пивко и смотрел телевизионную передачу. Поругивая местный закон, регулярно выскакивали на улицу. Курить в норвежском общепите запрещено. Народ закуривает сигарету и, затянувшись пару-тройку  раз, оставляет ее тлеть на перилах и потом идет в ресторанчик глотнуть пивка, а потом опять на улицу к своей сигарете. И так  несколько раз.

Каким то нечеловеческим чутьем местный метрдотель в легком подпитии или просто так выглядевший (он же официант, он же повар, он же кассир и он же уборщица), мало чем отличающийся от рыбаков-посетителей, определил в нас интуриста. Тут же была предпринята попытка, под благовидным предлогом, от нас избавиться.

Честно говоря, я его понимаю, если ты турист, то и ходи в туристические места. Но, мы же русский Интурист. Заняв столик, мы решительно заявили, что проехали три тысячи километров исключительно ради того, чтобы попробовать норвежской жареной рыбы и никуда отсюда не уйдем, пока ее не попробуем. ( Конечно, это бесчеловечно отрывать человека от футбола, но и нас понять можно). Так же решительно была отбита попытка накормить нас гамбургером. Вздохнув, повар выдал нам по бутылке пива, а сам достал из корзины пару только что выловленных молодых камбал и пожарил на наших глазах. Жизнь удалась! Наконец то я попробовал рыбу! Старик не обманул наших ожиданий, за что был награжден буклетом знаменитого фотографа А.Строкина, то есть меня. Старик же в ответ выдал нам чек, который почему-то написал на салфетке черным маркером.

В радостном настроении мы прибыли в гостиницу. Циклон, зараза, все продолжал бушевать над островами.

На следующий день дождик и ветер немного стихли, и с берега море не казалось таким уж грозным. Мы поехали кататься вдоль западного берега. Там особо не поснимаешь, так как кругом стоят знаки, запрещающие съемку. Так что  мы вообще, во избежание инцидентов, убрали все камеры в багажник. Посредине дороги у обочины стояли девушки. Рядом с ними  две большие фляги – чай и кофе. Вот это сервис, решили мы. Скорее всего, какая-нибудь служба лесников решили мы, так как девушки были в камуфляже.  Они нам помахали, наверно удивившись российским номерам. Мы остановились. Девушки нам тут же налили кофейку. Только мы его испробовали и собрались начать светскую беседу, как вдруг увидели бегущую к нам группу военнослужащих с автоматами наперевес. «Зря  вообще сюда поперлись, скал, что ли здесь мало»,- решили мы и на всякий случай подняли руки. Выяснилось,  что  это местные военнослужащие развлекаются кроссом. Под дождиком и с полной выкладкой оно как-то веселее. Ну, это как у нас.

Проехали милитаризм, поснимали вдоль бережка, но мысль о китах не давала покоя. Позвонили в центр сафари. Нам сказали, что рейсов в 12 и в 14 не будет. А вот в 16 есть надежда.

В 16 часов мы как штык стояли возле здания музея.